Лекция 2. Понятие. Суждение. Умозаключение.
ПОНЯТИЕ.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов.
Признаки — это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Свойства и отношения являются признаками. Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, необходим, а все вместе позволяют отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить одно¬родные предметы в класс.
Пример: существенный признак воды – быть жидкостью, несущественные – быть прозрачной, теплой, соленой и т.д.
В естественном языке понятия выражаются с помощью слов или словосочетаний. Например, «телефон», «лес», «теннисная ракетка», «спортсмен-перворазрядник».
Всякое понятие имеет содержание и объем.
Содержание понятия – это совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «иметь равные стороны» и «иметь равные углы».
Объем понятия – это класс обобщаемых в нем предметов. Например, под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее, и будут существовать в будущем.
Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на: конечные и бесконечные. Например, множество планет Солнечной системы конечно, а множество точек на прямой бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: Это отношение вида и рода (например, класс «ель» входит в класс «дерево»).
Отношение принадлежности элемента а классу А записывается так:a⊂A (например, а — «Байкал» и А — «озеро»). |
ВИДЫ ПОНЯТИЙ.
По объему | единичные | общие | пустые | Объем такого понятия - одноэлементный класс. Пример: «Александр Сергеевич Пушкин – русский писатель»; «столица России» и др. | Объем общего понятия - число элементов, большее единицы. Пример: «автомобиль», «портфель», «государство» и др. | Объем понятий представляет пустое множество. Пример: «баба Яга», «снегурочка», «дед Мороз», персонажи сказок, басен и др. |
По содержанию | 1 пара | 2 пара | 3 пара | 4 пара | Конкретные и Абстрактные | Относительные и Безотносительные | Положительные и Отрицательные | Собирательные и Несобирательные |
1 пара понятий: Конкретные | Абстрактные | Понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов. | Понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-то признак предмета, взятый отдельно от самого предмета. | Пример: «дом», «свидетель», «романс», «землетрясение» и др. | Пример: «белизна», «несправедливость», «честность» и др. |
| Понятия, которые отражают отношения между предметами. |
| Пример: «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и др. |
2 пара понятий: Относительные | Безотносительные | Понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. | Понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. | Пример: «дети» — «родители», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчиненный», «плюс» — «минус» и т.д. | Пример: «дом», «человек», «доменная печь», «деревня» и т.д. |
3 пара понятий: Положительные | Отрицательные | Понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. | Понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах. | Пример: «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т.д. | Пример: «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь» и т.д. | Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без них не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными. |
| Пример: «ненастье», «беспечность», «безупречность», «ненависть», «неряха» и т.д. |
|
4 пара понятий: Собирательные | Несобирательные | Понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. | Содержание такого понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии. | Пример: «полк», «стадо», «стая», «племя», «роща» и т.д. | Пример: «ручка», «река», «игрушка» и т.д. | Общие | Единичные | При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным. | Пример: «роща», «отряд» и т.д. | Пример: «созвездие Малая Медведица», «Российская государственная библиотека» и т.д. |
|
|